В истории села, насчитывающей несколько сотен лет, запечатлены многие события. За время своего существования село несколько раз меняло название, горело и восстанавливалось вновь. До 1565 года территорию современного села Середа занимало село Фёдоровское, принадлежащее известному роду ярославских князей Троекуровых. Село Федоровское располагалось на обоих берегах реки Касти, которая своим руслом делила вотчинные земли князя на две равные части: южную (территория села Середы и близлежайших деревень) и северную (с селом Федоровским в Подвязье). В 1565 году южные земли села Федоровского по царской грамоте были переданы Ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю. Спасо-Преображенский Ярославский монастырь организовал в 1565 году на вновь приобретенных землях села Федоровского с деревнями монастырскую усадьбу с деревянной одноглавой церковью и оградою на месте будущего села Середа, основанного здесь через 200 лет. В 1609 году польско-литовским отрядом Лисовского монастырская усадьба села Федоровского и церковь Фёдора Стратилата на Касти были сожжены. Но в 1613 году вновь отстроены. Первое церковное богослужение после освобождения от польско-литовской интервенции во вновь отстоенном храме дала начало новому сельскому празднику «Крошиха», который празднуется и по настоящее время в среду в третий день после праздника Святой Троицы. После восстановления церкви и села оно стало называться «Федоровское Новое».
Во владении монастыря земли находились до 1764 года, когда Екатерина II отменила монастырское землевладение. Бывшие монастырские крестьяне перешли в государственную казну и стали называться экономическими крестьянами. Именно принадлежность местных крестьян к экономическим, а как следствие предоставление возможности приобретения ими бывших монастырских земель в собственность, занятия торговлей дала толчок к развитию на месте монастырского поместья большого торгового села. В 1767 году для обозначения вновь возникшего села и отличая его села Федоровского в Подвязье от было введено определение «Середа» – вновь возникшее село располагалось как раз посередине между деревнями Перемилово и Зубцово. Кроме того, село занимало очень удобное географическое положение – посредине на пути из Ярославля в Любим и из Данилова в Кострому. К началу 20 века название «Середа» почти полностью вытеснила «Федоровское».
Определяющую роль в развитии села всегда занимала торговля. Торговать местные крестьяне начали еще с конца 16 века, когда было получено разрешение в монастырском селе организовать торг. В отличие от населения окрестных земель, жители Середы относились к крестьянам государственным, они могли заниматься личным хозяйством, ремеслами, торговать изделиями и продуктами собственного производства. Середа славилась изготовлением валяной обуви и тарантасов. Среди местного населения был распространен и отхожий промысел.
На протяжении 18-19 веков село отстраивалось, появилась торговая площадь с размещенными по периметру домами торговцев с лавками на первом этаже. Каждую среду на площади устраивался торг, на который съезжались торговые люди из Данилова, Любима, окрестных сел и деревень
Посреди села, на Торговой площади, возвышается построенная в 1797 году вместо обветшавшей деревянной каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери с приделами в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и Св. Великомученика Феодора Стратилата.
Она состоит из традиционных элементов: четверика, полукруглой алтарной апсиды, двухстолпной трапезной и колокольни. Бесстолпный двусветный летний храм перекрыт сомкнутым сводом и завершен пятью главами, центральная из которых световая. Над нижними окнами — полукруглые и прямоугольные нишки. Выше, над межэтажным пояском, плоскость северной и южной стен расчерчена огромными филенками, внутри которых расположены оконные проемы. Окна верхнего света декорированы треугольными и лучковыми сандриками. На углах четверика — спаренные плоские лопатки; над тонким карнизом на всех фасадах — по три небольших кокошника. Завершение летнего храма отличается несколько усложненным характером: круглые барабаны чешуйчатых глав поставлены на высокие граненые постаменты.
Особенностью планировки храма является то, что колокольня ярусная выстроена над трапезой, вход на лестницу осуществляется через отдельный пристройку на северном фасаде, по винтовой лестнице.
В композиции и отделке колокольни особенно заметно обращение к приемам старых ярославских мастеров. Грани восьмигранного столпа обработаны широкими лопатками. Каменный, позднее обшитый тесом и обитый железом шатер колокольни имеет два ряда «слухов». Пролеты звонов сильно вытянуты вверх, словно подготавливая стремительный взлет стройного шатра. Однако увядание стиля заметно дает о себе знать. Переход от столпа к шатру выполнен упрощенно, без применения декоративных архивольтов, которые так украшали ярославские колокольни 17 столетия и как бы вторили низким тонам больших колоколов; нет ни нарядных наличников оконец -«слухов», ни валиков-«гуртов» на ребрах шатра.
Время внесло свои дополнения в изначальный облик Смоленской церкви. Вокруг кубического, прорезанного арками основания колокольни в конце 19 века был выстроен притвор в «русско-византийском» стиле, а у северо-западного угла трапезной появилась вычурная часовня.
В интерьере летнего храма сохранился чугунный пол с растительным орнаментом, каркас классического иконостаса, а также темперные росписи конца 18 века, поновленные в 1910 году. Огромные по размерам композиции на евангельские темы заключены в орнаментальные рамы. В простенках между окнами помещены фигуры святителей. В алтаре привлекают внимание композиции «Тайная вечеря» и «Ангелы, несущие икону Смоленской Богоматери». Живопись имитирует архитектурные формы — пилястры, карнизы, а также лепные украшения.
Церковь Смоленской Божьей Богоматери включена в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Ярославской области.
Храм окружен одноэтажными каменными торговыми рядами. Во внутренний двор, образованный лавками, ведут ворота барочной формы, увенчанные главками. В воротах есть арочная калитка, по другую сторону симметричная калитке ниша. С востока к церкви примыкает парк. Восточные ворота церковной ограды не сохранились.
В селе при церкви Смоленской Божьей Богоматери существовала также церковно-приходкая школа. К началу 20 века в Середе было также церковно-приходское попечительство и общество трезвости, две библиотеки.
Источник: сайт «Данилов край» http://danilov-krai.wedge.ru/page/place—62.html , дореволюционные фото церкви http://danilov-krai.wedge.ru/page/Sereda-church.html